Карта сайта
+7 (495) 925-34-76
english
17 Ноябрь.
2021 г.
«Рефкул»: ближе к заказчику. Интервью

Интервью генерального директора завода "РЕФКУЛ" для портала ИКС Медиа.

Климатические системы для ЦОДов, как правило, кастомизируются с учетом специфики конкретного проекта. Такое оборудование теперь оптимально изготавливать в России. Подробнее об этом рассказал Алексей Морозов, генеральный директор "РЕФКУЛ", ГК "Термокул".

– Недавно заводу «Рефкул» исполнилось пять лет. С чего все начиналось?

– Решение о строительстве завода было принято в 2015 году. Оно было вызвано тем, что наши партнеры, иностранные поставщики холодильных и климатических систем, начали напрямую, минуя «Термокул», работать с заказчиками в России. Мы пришли к выводу, что настало время выпускать собственное оборудование и предлагать его для проектов. Для постройки завода «Рефкул» была выбрана особая экономическая зона в Калуге.

Фактически предприятие начало работать 2,5 года назад. Важно, что все производство, все технологические цепочки, выстраивались нами самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров. Мы прошли большой путь, создавая новые типы оборудования. Опыт производства чиллеров у нас был – «Термокул» занимался этим с 1998 года. Но на новой площадке пришлось все делать заново, во многом отталкиваясь от пожеланий клиентов. Кроме того, при разработке оборудования мы старались учесть все недочеты, которые вскрылись у наших клиентов при эксплуатации продукции конкурентов.

– Наверное, сложно производить климатическое оборудование в стране, где не выпускаются свои компрессоры. Откуда берете основные компоненты?

– Надо сказать, что в России еще со времен СССР ничего не производилось для «среднего холода». Выпускалась тяжелая промышленная техника и бытовые холодильники, а вот систем кондиционирования для коммерческих объектов не было. Соответственно, не было и компонентной базы для таких решений. Даже 15 лет назад вся компонентная база была импортная.

Сейчас ситуация изменилась. Российские производители занимают 85–90% рынка теплообменников. Выпускают у нас различные сосуды, ресиверы, отделители жидкости, электронные регуляторы уровня масла и т.п. Причем цены на них в 2–2,5 раз ниже, чем на сделанные в Европе. Производят в РФ и вентиляторы, но самые обычные. А вот более эффективные ЕС-вентиляторы приходится брать импортные. Да, компрессоры, увы, в России не производят. Мы используем европейские – компаний Bitzer и Danfoss. Кстати, их продукцию применяют практически все основные мировые производители климатического оборудования.

– Какие основные типы продукции «Рефкул» производит для ЦОДов?

– Выпускаем практически весь спектр оборудования: шкафные прецизионные кондиционеры (от небольших устройств до аппаратов мощностью 300 кВт), межрядные фреоновые и водяные кондиционеры, чиллеры с фрикулингом (от 40 до 1200 кВт). Также производим моноблоки для охлаждения телекоммуникационных объектов. Есть определенный опыт в сфере систем испарительного охлаждения, а также систем LSV – так называемых холодных стен.

– LSV – модная тема. Что думаете о перспективах таких систем?

– Здесь все зависит от специфики объекта. Они эффективны для ЦОДов со стабильной нагрузкой. Надо понимать, что это централизованная система охлаждения, а значит, все капиталовложения потребуется сделать одномоментно. Система LSV хороша для объекта, который построили и сразу загрузили на 100%. Но обычно ЦОДы вводят в эксплуатацию поэтапно, наполняют постепенно. А потому замечательная в теории технология LSV на практике может оказаться не столь эффективной.

Сама по себе «холодная стена» – это всего лишь теплообменник и вентиляторы, создать такую стену несложно. Но насколько эффективно она будет работать, зависит от высокоуровневого управления и системы мониторинга. Экспертизой в этом вопросе обладают всего несколько европейских компаний. В России, насколько я знаю, такая компания только одна – «АМД Технологии». Для своих проектов по LSV она сотрудничала именно с «Рефкул» (ГК «Термокул»).

– LSV, испарительное охлаждение – это примеры энергоэффективного оборудования. Есть ли в целом спрос на такое оборудование?

– Здесь также все зависит от клиента. Если он готов ради экономии средств пойти на повышение рабочей температуры в серверном зале, значит, может использовать по максимуму естественное охлаждение (фрикулинг), снизив как CAPEX, так и OPEX. Хороший пример – оператор коммерческих ЦОДов компания Selectel. Мы совместно с ней разработали решение на основе испарительных технологий. Оно внедрено и, насколько знаю, никаких проблем с охлаждением ИТ-оборудования не возникает.

Хочу также заметить, что возможность повышения рабочих температур зависит не столько от нас, поставщиков климатического оборудования, сколько от производителей ИТ-оборудования. Мы готовы. К нам регулярно приходят запросы на нестандартные энергоэффективные решения. И мы эти решения прорабатываем. Не все новинки принимаются, после экономического расчета многие отбрасываются. Один из примеров – жидкостное охлаждение: посчитали и поняли, что при текущих ценах на электроэнергию и оборудование его применение экономически не выгодно.

– Вернемся к работе завода «Рефкул». Какова доля продукции, производимой по OEM-модели? 

– Завод мы с самого начала строили как ОЕМ-производство. Сегодня выпускаем оборудование для трех компаний, которые продают его под своими торговыми марками. Это 50–60% всех наших продаж решений для ЦОДов.

Продвижение оборудования под собственной торговой маркой («Рефкул») началось, можно сказать, само собой. К нам все чаще стали обращаться заказчики, например уже упомянутая компания Selectel, с запросами на производство климатических систем для их объектов. Тот случай, когда клиент «сам пришел».

– Получается, что «Рефкул» – это в первую очередь кастомизированные решения для конкретных проектов? 

– По моему опыту, ЦОДы мощностью от 400–500 кВт и выше – это всегда кастомизированные решения. Одному надо установить дополнительные конденсаторы, второму – насосы, третьему – отельный АВР на каждый насос, четвертому – что-то еще… Если брать компании, эксплуатирующие крупнейшие ЦОДы, – «Яндекс», Сбер, «Ростелеком», DataPro, Selectel, другие операторы коммерческих ЦОДов, – у них у всех есть своя компетенция в сфере проектирования и строительства ЦОДов и они запрашивают именно кастомизированные решения с учетом специфики своих объектов.

А мы как российский завод имеем очевидные преимущества в плане кастомизации. У нас собственное конструкторское бюро, собственные программисты, разработчики. Да и территориально мы близко к клиентам: завод – в Калуге, офис – в Москве, всегда можно подъехать, обсудить. Кстати, мы запустили программу по работе с проектировщиками, любой специалист может попасть с экскурсией к нам на завод. Регистрируйтесь и приезжайте – все расскажем и покажем.

Но не хочу, чтобы сложилось впечатление, что мы работаем только «под конкретный проект». У нас есть и складская программа. Типовое оборудование небольшой мощности – кондиционеры, чиллеры – имеются на складе.

 

– Если говорить о кастомизированных решениях, сколько времени уходит на их изготовление? Вопрос очень важен для заказчиков, поскольку из-за сбоев в глобальных логистических цепочках сроки поставки зарубежного оборудования существенно увеличиваются.

– Прошедший год показал, что Россия находится в более выгодном положении, чем Европа. У нас налажено отличное сообщение и с Европой, и с Юго-Восточной Азией. Фуры и вагоны из Китая, заменившие морские перевозки, доезжают до нашего завода гораздо быстрее, чем до европейских производителей.

Например, производство чиллеров с фрикулингом на европейских заводах занимает сегодня 26–30 недель, плюс 2–3 недели – поставка на территорию РФ. У нас схожее оборудование производится за 10 недель. И в этот срок входят конструкторские работы для учета специфических требований заказчика.

– Помимо сроков поставки заказчику важна и цена. Насколько продукция «Рефкула» привлекательна по этому показателю?

– Судите сами: если сравнивать с продукцией крупнейших европейских производителей, то наши решения стоят меньше примерно на 20–40%, по сравнению с китайскими изделиями – примерно на 15%.

– Какие направления планируете усиливать в ближайшее время?

– В первую очередь будем наращивать испытательную базу, наши лаборатории. Нам важно не в теории, а на практике показать возможности наших решений, их преимущества. Будем также усиливать компетенцию своих специалистов, ведь в ближайшие годы нас ждут серьезные изменения на рынке.